Содержание
Сроком любой операции по ссуде недвижимости будет регистрация перехода права собственности к другому собственнику. В отличие от стандартной процедуры, оформление ипотеки в Росреестре предполагает оформление расширенного пакета документов, а зарегистрированное право обременяется ипотекой.
Хотя отказ в регистрации ипотечной сделки практически исключен (все документы тщательно проверяются банком перед выдачей ссуды), нельзя полностью исключить регистрационные ошибки, при которых регистрация перехода права собственности невозможна.
Основной порядок регистрации
Обязательная государственная регистрация прав собственности установлена статьей 551 Гражданского кодекса Российской Федерации. А порядок фиксации перехода недвижимости к другому собственнику определяется положениями закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно последним разъяснениям законодательства, фиксируется факт перерегистрации операции, а не документ, послуживший основанием для перехода права собственности к другому собственнику. Органом, уполномоченным регистрировать передачу прав, является Росреестр, куда стороны сделки обязаны явиться и подать специальное заявление.
Помимо отделения Росреестра в головном офисе, документы могут быть представлены другими способами:
Если участником сделки является ребенок до 14 лет или недееспособный, его интересы представляет законный представитель при условии согласования сделки с надзорными органами.
По новым правилам выдача свидетельства о государственной регистрации больше не производится. Вместо этого они выдают подтверждающую выписку из реестра (USRR).
Присутствие продавца при регистрации необязательно. Закон допускает одностороннюю регистрацию сделок с недвижимостью, в том числе договоров купли-продажи.
При наличии электронной подписи вы можете отправлять документы в Росреестр удаленно, не обращаясь в отделение Росреестра.
Описание процедуры регистрации ипотеки
Регистрация ипотеки обязательна в соответствии с п. 2 ст. 102-ФЗ. При настройке сделки, совершенной с помощью кредитных средств, обременение устанавливается автоматически во время процедуры регистрации.
Для регистрации помимо заявки необходим перечень квалификаций:
Если квартира приобретается в новостройке, никаких документов от БТИ и экспертного заключения оценщика не потребуется, а недвижимость может быть оформлена самим застройщиком по доверенности от покупателя.
В некоторых случаях для оформления перехода прав может потребоваться:
Требования к бумагам
Во избежание проблем с приемом документов в Росреестре придерживаются норм N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества» (обратите внимание, что Федеральный закон N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 1 января 2007 г. Январь 2020 полностью теряет свои силы):
Особенности оформления ДДУ
При регистрации жилья в строящемся объекте они руководствуются другим стандартом, а именно федеральным законом, который необходимо составить и подписать с соблюдением требований упомянутого закона (ст. 4):
- Подробное описание объекта недвижимости согласно проекту.
- Срок, предоставляемый промоутером для перехода права собственности к покупателю.
- Цена приобретаемой квартиры.
- Гарантийный срок: строительная компания указывает это на свое усмотрение, от 5 лет и более. В случае обнаружения дефектов, не устраненных производителем, убытки обязан возместить покупатель.
- Варианты, гарантирующие выполнение взятых на себя сторонами обязательств.
Остальные условия включаются в текст документа по усмотрению сторон.
Сроки и стоимость
После получения документов от покупателя сотрудник регистрирующего органа фиксирует сделку в течение 7 дней, если документы были поданы напрямую. И в течении 9 дней — при отправке документов через МФЦ. (Статья 16 Федерального закона № 218 «О государственной регистрации недвижимого имущества», регистрация в соответствии с которой происходит с 1 января 2017 года).
В случае выявления проблем с документами или необходимости дальнейшего расследования срок внесения изменений в реестр недвижимости продлевается еще на месяц.
Регистрационные услуги платные. Для регистрации собственности новому владельцу выплачивается комиссия:
Отказ от регистрации
Ипотека — это ответственный бизнес, который состоит из нескольких этапов. Росреестр вправе отказать в перерегистрации собственности при выявлении определенных обстоятельств:
- Документы представлены не полностью. В этом случае достаточно принести необходимые документы и еще раз обратиться в офис Росреестра.
- Некоторые из отправленных документов были заполнены неправильно или срок их действия истек. В случае сомнений орган имеет право направить запросы о проверке в другие органы. В случае ошибок документы переоформляются с учетом выявленных нарушений.
- Проблемы с оплатой пошлины (неверная сумма платежа или ошибки в деталях). Когда в сделке участвует несколько совладельцев, сумма вознаграждения делится между ними поровну. При оплате сбора у уполномоченного лица вам понадобится доверенность.
- Отказ предыдущего собственника, который передумал продавать недвижимость на этапе перерегистрации. Такие варианты встречаются редко, и при обнаружении признаков мошенничества вопрос о перерегистрации имущества передается в суд. Судебные издержки несут обвиняемые в мошенничестве.
- Продавец квартиры умер после подписания договора, не успев переоформить документы на недвижимость.
Ипотечная сделка оформляется по тем же правилам, что и обычная купля-продажа, за исключением некоторых документов, подтверждающих факт частичной покупки кредита. Кроме того, в декларациях, выдаваемых покупателю, обязательно констатируется факт обременения, возникающего автоматически после подтверждения ипотеки документальными доказательствами.