Делая пожертвование, недостаточно составить и подписать договор. Для того, чтобы передача недвижимости произошла от одного собственника к другому, необходимо осуществить определенную последовательность действий, без которой договор не будет иметь юридической силы. Правильно оформить квартиру на право собственности необходимо не только для того, чтобы стать полноправным собственником, но и во избежание проблем в будущем. Процедура состоит из двух этапов: подписания договора дарения и регистрации перехода права собственности на его основании.
Правила составления дарственной
Дарение является выражением желания собственника бесплатно передать свое имущество, в данном случае квартиру, другому лицу. Несмотря на то, что от второй стороны не требуется активных действий, она должна согласиться принять подарок и стать новым владельцем собственности.
Поэтому заключение договора обязательно за подписями обеих сторон.
Контракт должен включать:
Без этих компонентов договор будет недействителен, и в регистрации перехода права собственности будет отказано.
Кроме того, контракты традиционно включают пункты, направленные на защиту сторон от взаимных недоразумений и попыток оспорить документ в будущем самими сторонами или третьими лицами.
Согласно действующему законодательству нотариальное оформление договора дарения не требуется. Вызов специалиста увеличит финансовые затраты, но устранит ошибки при сборе документов и заключении договоров и минимизирует риск недействительности транзакции.
Еще одним преимуществом нотариального заверения акта дарения является документальное подтверждение операции: если в будущем договор будет утерян, стороны могут легко получить официальную копию. Таким образом, стороны принимают решение о целесообразности нотариальных услуг исходя из своей юридической грамотности и сложности ситуации.
Если вам нужно разрешение от вашего второго супруга или других владельцев для завершения сделки, вы не можете не обратиться к нотариусу — они должны подтвердить свое согласие. Кроме того, услуги нотариуса потребуются, если стороны прибегают к помощи доверительного управляющего.
Государственная регистрация смены собственника
Даже договор, оформленный по всем правилам, не означает автоматической передачи права собственности. Для того, чтобы одаряемый вступил во владение подаренной квартирой, необходимо зарегистрировать переход права собственности в государственных органах. Срок, в течение которого это должно быть сделано, законом не определен, но без этой процедуры новый владелец не сможет отстаивать свои права.
Инструкции, описывающие процедуру, достаточно универсальны и подходят в большинстве случаев.
Для начала необходимо собрать пакет документов, который помимо пожертвования (по одному экземпляру для каждой стороны и по одному экземпляру для регистрирующего органа) включает:
Это минимальный пакет документов, который потребуется, если обе стороны лично участвуют в сделке, достигли совершеннолетия и донор является единственным владельцем.
В остальных случаях для выполнения сделки потребуются дополнительные документы в соответствии с буквой закона:
собранные для регистрации документы вы можете отправить непосредственно в отделение Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости или в МФЦ. В последнем случае можно будет оплатить госпошлину прямо на месте. С 2017 года в некоторых городах сотрудники областной палаты перестали принимать заявления граждан, полностью делегировав эту функцию МФЦ. Поэтому перед подачей документов стоит выяснить, где именно их нужно сдать.
При передаче документов должны присутствовать обе стороны (лично или их официальные представители). Если получатель несовершеннолетний, присутствие его законного представителя обязательно.
Если договор был составлен самостоятельно, без участия нотариуса, юристы рекомендуют не подписывать его заранее, а делать это при передаче документов сотруднику Росреестра или МФЦ.
На основании предоставленных документов принимающий их сотрудник составит декларацию от имени договаривающихся сторон и выдает ее с распиской о получении документов. Также сообщается дата, когда правоустанавливающие документы будут готовы для нового владельца. По закону государственные органы обязаны зарегистрировать переход права собственности в течение семи рабочих дней. Однако, прежде чем идти за готовыми документами, лучше всего уточнить наличие, позвонив по телефону, указанному в квитанции.
Даже если при приеме документов не возникло никаких замечаний и они были отправлены в регистрирующий орган, это не является гарантией положительного решения о переходе права собственности. В случае отказа в регистрации заявитель получит письменное обоснование решения. Вы можете повторно подать заявку после исправления указанных ошибок.
Для получения готовых документов необходимо предъявить паспорт и выданную ранее квитанцию. Каждый экземпляр договора будет отмечен государственной регистрацией. Кроме того, новый владелец недвижимости получит выписку из ЕГРН, где он будет указан как новый собственник квартиры. С этого момента передача недвижимости от одного человека к другому считается официально завершенной. Предыдущий владелец теряет свои права, которые полностью переходят к новому владельцу. С этого момента последний может распоряжаться квартирой по своему усмотрению, вплоть до продажи или передачи в дар третьим лицам.