Содержание
Для компаний, ориентированных на процветание, необходимость введения системы наставничества для новых сотрудников в качестве процедуры адаптации особенно очевидна. Невозможно добиться стабильного успеха в рыночных условиях без объективной оценки перспектив развития компании и постоянного повышения ее конкурентоспособности, эффективности и результативности. Одно из главных преимуществ организации — квалифицированный персонал: это внутренний фактор успеха.
Для решения этой проблемы очень важны опыт, знания и степень профессиональной подготовки каждого сотрудника. Но любая организация — это экономический субъект, объединяющий работников разных профессий и категорий для достижения своих целей. Успех компании зависит от внутреннего порядка, от взаимодействия, от слаженности всех частей целого, занятых единой производственной деятельностью, компетентно ориентированных и действующих рационально.
Кто такой наставник
Существует множество определений понятия наставничества, его часто отождествляют с понятием наставничества. Это английское слово образовано от существительного Mentor — имени персонажа из стихотворения древнегреческого поэта Гомера. Так звали друга и доверенное лицо Улисса, которому из-за своего возраста и неспособности идти на войну было поручено заботиться о доме и доме и воспитывать сына царя Итаки. Имя стало нарицательным, обозначающим лидера подрастающего поколения.
В то же время наставничество стало использоваться в организации работы. В западной традиции такого человека обычно называют «наставником». В советское время явление было широко распространено, в системе производственного обучения было широко распространено наставничество — освоение рабочих профессий и отдельных специальностей.
Традиции передачи знаний и опыта не утеряны, но претерпели существенные изменения. Сегодня наставничество — это эффективная форма адаптации, которая гарантирует постепенное развитие сотрудника в новых социальных, профессиональных и организационных условиях труда.
Знаки наставничества для новых сотрудников:
Наставничество как метод обучения новых сотрудников
В этом случае отношения между общающимися людьми строятся на опыте, навыках и знаниях, связанных с профессиональной тематикой. Наставничество предполагает помощь старшего в служебной иерархии младшему, который только начинает заниматься бизнесом. Новичок может быть старше по возрасту, иметь большие знания и значительный опыт работы по данной специальности или найти работу впервые.
В современной компании институт наставничества создается с целью:
Обучение новых сотрудников преподносится как защита или метод адаптации персонала, проводится на постоянной основе или только в течение испытательного срока.
По сути, это (индивидуальная) продукция высококвалифицированных специалистов.
Сферы применения
Следует отличать наставничество, когда необходимо адаптировать отдел к новым условиям, от супервизии, когда важный деятель конкретно наблюдает за ходом работы, полностью контролируя нижний уровень, и деятельность наставника — обычно предприниматель с консолидированной операционной деятельностью, который помогает, дает советы при открытии нового бизнеса или превращении бизнеса в прибыль в короткие сроки.
В каких сферах деятельности применяется наставничество:
Организация системы наставничества
Приняв решение организовать систему наставничества в компании и формализовать ее, менеджер вместе с отделом кадров, юридической и бухгалтерской службой должен разработать и издать конкретный Регламент, регулирующий процедуру внедрения и обязательство использовать наставническую деятельность.
важно прописать в документе все основные моменты, касающиеся процесса организации наставничества, начинать следует с критериев и процедуры качественного отбора наставников. Следуя логике подхода, наставник — обязательно опытный сотрудник с высоким уровнем квалификации, проработавший в компании несколько лет (не менее 3) на своей должности. Но этот список далеко не исчерпывающий.
Какими еще качествами должен обладать хороший наставник — основные требования:
В ходе этой работы наставник может играть определенную роль, которая соответствует определенному набору действий:
Этапы разработки системы наставничества
Качество обучения, карьера нового сотрудника, удовлетворенность сотрудников своим положением, имидж компании и, как следствие, экономическая эффективность компании зависят от правильно составленного руководством Положения о наставничестве.
Какие разделы должен включать этот ключевой локальный документ:
Наставничество как процесс и метод обучения персонала состоит из 5 этапов. Этапы реализации следующие:
- Я вам скажу: объяснение основных моментов, функций и того, как эти знания пригодятся.
- Я покажу вам: визуальная демонстрация всего процесса от начала до конца.
- Сделаем это вместе: совместная работа с подробным объяснением алгоритма.
- Сделай сам: самостоятельное выполнение задания обучаемым под руководством наставника.
- Расскажите, что вы сделали: стажер сам учит наставника, что помогает обрести уверенность, закрепить навык.
Оплата за наставничество
В России такой позиции нет. Действующий Трудовой кодекс не регулирует организацию репетиторства, даже в федеральных законах такой формат отчетов не упоминается, но это не означает, что репетитор работает бесплатно.
Хотя бывают и исключения: это престижные компании с мировым именем, в которых заложена корпоративная культура, сотрудники воспринимают наставничество как почетную обязанность, повышающую их статус. Для некоторых опека становится тяжелым бременем, требует больших усилий и отнимает время от основной работы.
В качестве стимула практикуются нематериальные стимулы или материальные стимулы в виде дополнительных выплат за наставничество. Порядок оплаты зависит от способа регистрации.
Есть два варианта:
Основным преимуществом наставничества среди других методов управления является экономическое преимущество быстрой адаптации новичков на фоне простоты использования и возможности немедленно применить эту технику.