...

Как работает электронный больничный лист

Система электронного документооборота постепенно заменяет бумажные носители из-за скорости обработки и скорости взаимодействия между организациями. С 2017 года в России наряду со стандартной формой больничного листа используется электронный больничный, работа виртуальной формы определяется техническими возможностями работодателя, готовностью медицинского учреждения и согласием или отказом пациент.

Подготовительный этап

Как работает электронная больничная книжка

Благодаря вступлению в силу закона № 86-ФЗ от 01.05.2017, электронные листки нетрудоспособности получили равную юридическую силу с бумажными бланками формата А4 и пациенты — право выбора бланка при наступлении страхового случая. Однако для участия в проекте работодатель должен принять предварительные меры:

  1. Соглашение с фондом социального страхования. Бизнес или предприниматель сможет принимать виртуальные флаеры при наличии договоренности о взаимодействии информации с ФСС. Исполнительная дирекция установила единую форму документа и необходимость подписи в бумажной форме.
  2. Регистрация в системе. Пока компания не подключена, медицинское учреждение не сможет оформить документ на пациента. Компании необходимо:
  3. проверять электронные подписи, подтверждающие отчет в налоговые органы;
  4. получить доступ к личному кабинету застрахованного лица;
  5. установить программу.

Приступить к работе с электронными формами может любое юридическое или физическое лицо, прошедшее подготовительный этап. Участие в «пилотном» проекте не связано с виртуальной формой больничного листа, так как «пилотный» проект предусматривает начисление пособий в обход застрахованных, а проект электронного больничного листа упрощает взаимодействие за счет сокращения бумажной поддержки.

Механизм взаимодействия

Закон № 86-ФЗ предусматривает механизм использования виртуальных бланков листков нетрудоспособности с соблюдением следующих условий:

  • регистрация застрахованного и медицинского учреждения в автоматизированной системе страховщика, что дает право работникам здравоохранения оформлять документы в электронном виде, а бухгалтерии — принимать, начислять пособия и передавать информацию в фонд;
  • личное согласие пациента на выдачу листка нетрудоспособности, выраженное в письменной форме.
  • В оформлении мануала предусмотрено последовательное выполнение действий:

    1. Открытие формы медицинским работником. Врач медицинской организации:
    2. вводит информацию о заболевании пациента и диагнозе из электронной карты пациента;
    3. запрашивает уникальный номер в программе и сообщает пациенту;
    4. в закрытии обеспечивает усиленный КЭП;
    5. закрытая форма загружается в автоматизированную систему социального обеспечения.
    1. Работодатель по номеру документа, предоставленному работником:
    2. найти в личном кабинете копию с информацией о периоде болезни с кодом причины инвалидности, историей болезни и соблюдением врачебных предписаний;
    3. заполнить информационную часть, предоставленную работодателю: данные о заработной плате, страховом стаже, размере пособий, выплачиваемых за счет собственных средств и фондов социального страхования;
    4. передает информацию в территориальное управление ФСС.
    1. Своевременную достоверную информацию Фонд получает поэтапно:
    2. медицинским учреждением во время вскрытия и закрытия листка-вкладыша со всеми подробностями информации;
    3. данные о расчете страхового возмещения.

    Электронные больничные листы сокращают бумажную волокиту, снимают вопросы о правильности заполнения и необходимости замены на дубликат, упрощают механизм взаимодействия медицинского учреждения при открытии и закрытии документа, проверке работодателем правильности составления и начислении пособий и социальное страхование, освобожденное от включения форм в базу данных.

    Причины отказа

    Отсутствие необходимости входа в базу данных значительно упростило работу специалистов ФСС, в связи с чем фонд рассылает работодателям письма о подключении к автоматизированной системе.

    Для страхователей есть ряд недостатков, так как механизм взаимодействия не отлажен полностью и использование бумажных бланков более надежно. Компании все равно придется вести двойной учет, так как невозможно заставить сотрудника предоставить только один лист в электронном виде, а также медицинское учреждение зарегистрироваться в системе учета без личного желания.

    Работодатель может отказать в начислении листка нетрудоспособности и оплате виртуального документа, сославшись на отсутствие подключения к системе. Это правило изложено в части 5 статьи 13 Закона № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года. Поскольку переход на электронный документооборот носит рекомендательный характер, отказ в оплате при сообщении работником полученного номера не будет считаться нарушением трудового законодательства, что подтверждается письмами из трудового коллектива отдел.

    Если организация получила письмо из ФСС, необходимо составить мотивированный отказ с указанием следующих причин:

  • отсутствие утвержденной процедуры и обязательного применения;
  • отсутствие средств для дальнейшего анализа бухгалтерских программ, способных принимать импорт из системы ФСС;
  • необходимость двойного подсчета карт, если открывающее бланк медицинское учреждение не заключило договор с фондом.
  • ФСС планирует перейти на электронный документооборот на 50% больничных листов в 2019 году, а в 2021 году полностью заменить бумажный виртуальный аналог. Однако каждый бизнес имеет право выбирать, сравнивая преимущества отсутствия бумажной работы, проверки правильности компиляции, исправления ошибок и запроса дубликатов с работой отлаживаемой системы. Фирмы-новаторы могут измениться в любое время, независимо от региона и объема, фирмы-консерваторы не могут измениться до введения законодательства об обязательном использовании, что остается под вопросом.