Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием. Специальность: “Лабораторная диагностика” (базовый уровень образования)

Тип документа: Характеристика
Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.
Размер файла документа: 32,5 кб

Скачать в .doc/.pdf Бланки Текст Популярные

Бланк документа

Скачать Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием. Специальность: “Лабораторная диагностика” (базовый уровень образования)

Скачать в .doc/.pdf Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

Приложение No. 17

УТВЕРЖДЕНО Приказ Минздрава РФ от 25.12.1997 No. 380



КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СПЕЦИАЛИСТА СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ



Специальность: "Лабораторная диагностика"

(базовый уровень образования)



1. Общие знания



- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- организация лабораторной службы в стране, ее задачи;

- этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;

- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;

- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;

- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;

- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;

- основные методы лабораторной диагностики;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- основы здорового образа жизни;

- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории.



2. Специальные знания



- основы анатомии и физиологии;

- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;

- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;

- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;

- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;

- основы функционирования здорового организма и факторы риска;

- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;

- организация внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;

- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме.



По гематологическим исследованиям:

- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);

- морфологию клеток гемопоэза в норме;

- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;

- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;

- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.



По общеклиническим исследованиям:

- теория образования мочи, функции почек;

- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

- морфология клеточных и других элементов мочи;

- изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевыводящих путей;

- методы исследования функций желудка;

- способы получения желудочного содержимого;

- способы получения дуоденального содержимого;

- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;

- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

- основные методы и диагностическое определение физических и химических показателей кала;

- форменные элементы кала, их выявление;

- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;

- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;

- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;

- цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов.



По цитологическим исследованиям:

- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;

- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей.



По биохимическим исследованиям:

- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;

- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;

- причины и виды патологии обменных процессов в организме;

- система гемостаза;

- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;

- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.



По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, виды, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- простейшие - вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.



По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;

- антигены, виды, характеристика;

- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;

- взаимодействие антиген - антитело;

- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;

- иммунодефицитные состояния;

- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;

- аллергия и атопические заболевания;

- изоантигены системы крови;

- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.



По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы.



3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам



- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

- механизмы функционирования природных экосистем;

- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;

- представление о гигиене как основе профилактической медицины;

- представление о видах катастроф и их последствиях для здоровых людей;

- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;

- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;

- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;

- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.



4. Умения



- взять биологический материал для лабораторного исследования;

- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;

- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории;

- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;

- произвести дезинфекцию биоматериала;

- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;

- регистрировать проведенные исследования;

- вести учетно-отчетную документацию;

- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;

- на основании результатов дать качественную и количественную оценку исследований;

- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;

- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;

- строить калибровочные графики;

- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;

- отобрать материал для микроскопического исследования;

- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- работать в ЭВМ на уровне пользователя;

- владеть техникой микроскопирования:

световая микроскопия.



По гематологическим исследованиям:

- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;

- определить гемоглобин;

- определить свободный гемоглобин плазмы;

- подсчитать количество эритроцитов в крови;

- определить серповидность эритроцитов;

- определить гематокритную величину;

- определить осмотическую резистентность эритроцитов;

- подсчитать ретикулоциты;

- подсчитать тромбоциты;

- определить скорость оседания эритроцитов;

- подсчитать количество лейкоцитов;

- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;

- подсчитать лейкоцитарную формулу;

- приготовить лейкоконцентрат;

- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;

- приготовить препараты крови для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;

- определить вязкость крови.



По общеклиническим исследованиям:

исследование мочи:

- определить физические и химические свойства мочи;

- приготовить препараты и промикроскопировать осадок;

- идентифицировать клеточные и другие элементы в осадке;

- подсчитать количество форменных элементов осадка;

- дифференцировать лабораторные исследования на уровне нормапатологии;



исследование желудочной секреции:

- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;

- определить активность пепсина;

- обнаружить молочную кислоту;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;



исследование дуоденального содержимого:

- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;

- подготовить препараты для микроскопического исследования;



исследование кала:

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование (выявить отклонение от нормы);

- обнаружить яйца гельминтов;

- обнаружить простейшие;



исследование спинномозговой жидкости:

- определить цвет, прозрачность фибринозную пленку;

- обнаружить и определить белок;

- определить количество форменных элементов (цитоз);



исследование экссудатов и транссудатов:

- определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность;

- обнаружить и определить белок;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;



исследование мокроты:

- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;

- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;

- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;



исследования отделяемого из половых органов:

- окрасить препараты для микроскопического исследования;

- определить степень чистоты влагалищного содержимого;

- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;

- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;



исследование при грибковых поражениях:

- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;

- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.



По цитологическим исследованиям:

- приготовить стекла, фиксаторы, красители;

- окрасить цитологические препараты;

- цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты);

- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);

- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).



По клинической биохимии:

биохимические исследования:

- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);

- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);

- показатели углеводного обмена;

- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);

- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);

- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;

- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);

- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;



показатели состояния гемостаза:

- активированное время рекальцификации плазмы;

- протромбиновое время (тромбопластиновое);

- содержание фибриногена в плазме крови;

- толерантность плазмы к гепарину;

- время кровотечения;

- время свертывания крови;

- степень ретракции кровяного сгустка.



По паразитологическим исследованиям

- различать на препаратах представителей класса членистоногих;

- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;

- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.



По иммунологическим исследованиям

иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:

- определить группу крови по системе АВО;

- определить резус-фактор;

- прямая и непрямая пробы Кумбса;



серологические исследования для диагностики сифилиса:

- серологические реакции;

- агглютинация на стекле;

- развернутая агглютинация;

- преципитация (кольцепреципитация и преципитация в геле).



Начальник Управления организации медицинской помощи населению А.И.ВЯЛКОВ








Скачать Квалификационная характеристика специалиста со средним медицинским образованием. Специальность: “Лабораторная диагностика” (базовый уровень образования)

Скачать в .doc/.pdf Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.


Документы, которые также вас могут заинтересовать

Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
300 рублей бесплатно

Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

 

Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

 
 
Спасибо!
Ваша заявка принята

Юрист позвонит в течение 5 минут

 
Анонимно
Информация о вас не будет разглашена
Быстро
Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
 

Заполняя форму, вы соглашаетесь с Согласием на обработку ПДн, Политикой обработки ПДн и Пользовательским соглашением.