Отмена доверенности

Представление интересов хозяйствующего субъекта и рядового гражданина через доверительного управляющего — типичный бизнес и жизненный процесс. Заявление об аннулировании доверенности после регистрации может определяться рядом объективных и субъективных причин, начиная от отсутствия необходимости в представительстве и заканчивая потерей личного доверия. Отзыв доверенности относится не к правам, а к обязанностям доверителя и требует соблюдения алгоритма действий, предусмотренного законодательными актами.

Необходимость отмены доверенности

Характер правоотношений представительства позволяет доверителю в любой момент прекратить действие доверенностей путем отзыва доверенностей, за исключением безотзывных, аннулированных в случаях, предусмотренных актом или в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (ст. 188.1 ГК РФ). Объяснение причин со стороны принципала не требуется, и осуществление права происходит на основе одностороннего волеизъявления без согласия третьих лиц.

Помимо истечения срока действия, добровольного отказа в доверенности представителя и ряда факторов в связи с объективными обстоятельствами невозможности дальнейшего представительства в связи с физической смертью, банкротством или ликвидацией коммерческого лица (ст. 188 ГК РФ) необходимость отзыва доверенности возникает в следующих случаях:

  • потеря доверия и возникновение конфликтной ситуации между доверителем и поверенным;
  • прекращение трудовых отношений представителя с коммерческим лицом;
  • неактуальность после совершения ряда значимых действий.
  • Принимая решение об отзыве доверенности, следует учитывать, что документы, оформленные на ее основании, автоматически теряют юридическую силу. Независимо от формы оговорки, отзыв доверенности относится к обязанности доверителя, невыполнение которой влечет ответственность за все действия представителя, включая риски мошенничества.

    Порядок отзыва доверенности

    Чтобы прекратить действие оформленного документа и лишить представителя его полномочий, законодательством предусмотрены определенные правила. До 01.01.2017 процедура отзыва была аналогична выдаче, то есть в какой форме была оформлена доверенность, в которой было оформлено аннулирование, с просьбой:

  • издать приказ об отзыве доверенности руководителя компании, которая уполномочила сотрудника представлять интересы организации;
  • отправить уведомление юристу при составлении документа в письменной форме;
  • посетить нотариальную контору для составления заявления об отзыве доверенности, если документ был заверен.
  • С 01.01.2017 аннулирование не привязано к форме выдачи и осуществляется в любой нотариальной конторе, выбранной доверителем. Эмитент вправе по требованию эмитента аннулировать нотариальную форму через нотариуса, который внесет информацию в Реестр аннулированных актов Единой нотариальной системы.

    Этот реестр носит публичный характер, поэтому не позднее следующего дня все заинтересованные стороны считаются уведомленными. Любой желающий заключить договор может проверить, аннулирована ли доверенность, воспользовавшись бесплатными услугами FNP.

    Если отзыв осуществляется без участия нотариуса, доверитель обязан последовательно выполнить следующие действия:

    1. Уведомить о принятом решении, как доверительного управления, так и третьих лиц, по представлению, перед которым был составлен документ:
    2. контрагенты коммерческих организаций;
    3. филиал Росреестра при выдаче недвижимости на продажу;
    4. ГИБДД при регистрации на покупку автотранспорта бизнесом или предпринимателем или отчуждение физическим лицом.
    1. Получить аннулированный документ от представителя или его правопреемников (п. 3 ст. 189 ГК РФ). Если представитель отказывается вернуть копию, несмотря на полученное уведомление об отзыве доверенности, следует обратиться в правоохранительные органы, чтобы избежать возможных мошеннических действий.

    Об отмене акта, составленного в простой форме, без вмешательства нотариуса считается извещение заинтересованных лиц через месяц после даты опубликования в официальном печатном издании, публикующем информацию о банкротстве (абзац 4, абзац 1, стр ст.189 ГК РФ).

    Составление и направление уведомления об отзыве доверенности

    Несмотря на возможность обращения в нотариальную контору, для отзыва простой доверенности доверитель вправе самостоятельно провести одностороннюю операцию. Ключевым моментом является подготовка и отправка соответствующего уведомления.

    Образец уведомления об отзыве доверенности должен содержать:

    1. Информационная часть, в том числе:
    2. Полное имя и последнее известное местонахождение получателя, которому отправлено уведомление;
    3. сведения о лицах, в представительство которых выдан аннулируемый документ;
    4. данные получателя с указанием телефонных контактов, электронной почты и должности.
    1. Повествовательная часть с размышлением:
    2. дата и цель выдачи документа;
    3. причины отказа в ранее предоставленных полномочиях.
    1. Ходатайственная часть, содержащая просьбу о реституции со ссылкой на нормативные акты.
    2. Дата и подпись с расшифровкой.

    Если третье лицо не знало о лишении представителя полномочий или не должно было обладать информацией, прекращенные права и обязанности уполномоченного лица остаются в силе (п. 2 ст. 189 ГК РФ). Ответственность за риски возлагается на доверителя, не обеспечившего своевременную коммуникацию по установленному алгоритму.

    Например, если на основании аннулированного документа вышедший на пенсию сотрудник получил товары от поставщика, представитель организации-поставщика, который не знал об отмене, не несет ответственности, поскольку он действовал на законных основаниях.

    Аннулирование нотариальной доверенности

    Благодаря дополнениям, внесенным в абзац 2 пункта 1 статьи 188 ГК РФ, отзыв доверенности у нотариуса с начала 2017 года возможен независимо от формы составления акта. Аннулирование производится через представителя нотариуса, и это не обязывает принципала обращаться к нотариусу, который первоначально заверил форму.

    Доверенность оформляет заявление об аннулировании доверенности по форме, подготовленной офисом. В заявлении говорится:

  • дата выдачи и первоначально предполагаемый срок действия аннулированной копии;
  • сведения об адвокате с указанием ФИО, паспортных данных, места регистрации и последнего известного места жительства;
  • обязанность лично вернуть оригинал доверителю или в нотариальную контору с указанием места нахождения;
  • дата и подпись доверителя.
  • Последующие действия и обязанности возлагаются на представителя нотариуса, который фиксирует информацию в соответствующем реестре. Указанная информация доступна каждому (п. 2 п. 1 ст. 189 ГК РФ). На сайте ФНП размещена информация по каждому документу с указанием номера и даты выдачи, а в случае отзыва доверенности событие будет отмечено в специальном поле.

    Помощь при отзыве полномочий

    Представление интересов основано на взаимном доверии друг к другу. При отмене доверителям требуется юридическая помощь по ряду различных юридических нюансов и тонкостей при отзыве полномочий:

    1. Регистрация нескольких граждан с лишением полномочий одного или «избранного круга». В этой ситуации уведомление об отзыве доверенности должно быть отправлено всем уполномоченным и заинтересованным лицам. В тексте следует конкретно указать упраздняемые полномочия.
    2. Ограничение полномочий. Если срок действия документа аннулируется частично, в уведомлении требуется подробное описание аннулированных и оставшихся полномочий. Поскольку в случае ограничения прав гражданин не возвращает оригинал, есть риск воспользоваться аннулированным правом. Поэтому рекомендуется, имея широкий диапазон полномочий, сделать предварительный отзыв. Для предотвращения возможных злоупотреблений необходимо сначала отозвать генеральную доверенность, а затем оформить новую документальную копию с ограничением действия.
    3. Оттенки подчинения. Закон не запрещает передачу траста, если документ не содержит явного запрета. Когда доверенность отзывается основным принципалом, право на замену автоматически истекает, но письмо об отзыве должно быть отправлено как доверительному управляющему, так и делегату. Если информация не дошла до конечного представителя, то он действует законно, перекладывая ответственность на доверителя.
    4. Увольнение сотрудника. Если компания передала полномочия уходящему в отставку сотруднику, то сначала должно быть издано внутреннее распоряжение об отзыве доверенности, которое должно быть ознакомлено с сотрудником, лишенным своих полномочий.

    Группой риска для доверителя является безотзывная доверенность, действие которой может быть прекращено досрочно в связи с исключительными обстоятельствами, включая доказательства злоупотребления доверителем полномочиями уполномоченного представителя.

    При оформлении и оформлении «трастового документа» необходимо пройти детальный анализ личности кандидата, до истечения срока действия продумать форму и возможность отзыва и выбрать способ максимально обезопасить себя от возможных рисков.

    Решите свою юридическую проблему сегодня, не выходя из дома!
    300 рублей бесплатно

    Напишите свой вопрос - в течении 5 минут наш эксперт перезвонит и бесплатно проконсультирует

     

    Заполните форму с контактными данными и получите бесплатную консультацию в течении 5 минут

     
     
    Спасибо!
    Ваша заявка принята

    Юрист позвонит в течение 5 минут

     
    Анонимно
    Информация о вас не будет разглашена
    Быстро
    Через 5 минут с вами свяжется наш консультант
     

    Заполняя форму, вы соглашаетесь с Согласием на обработку ПДн, Политикой обработки ПДн и Пользовательским соглашением.